Когнитивные процессы: К ним относятся внимание, восприятие, мышление, решение проблем, принятие решений и обработка языка. Кора головного мозга, особенно префронтальная кора, играет важнейшую роль в этих когнитивных процессах.
Сознание: Сознание относится к субъективному осознанию человеком самого себя и окружающей среды. Оно затрагивает многие области мозга, включая ретикулярную активирующую систему, которая помогает поддерживать бодрствование и внимание, и префронтальную кору, связанную с самосознанием и исполнительными функциями.
Обучение и память: Обучение – это приобретение новых знаний или навыков, а память – это способность сохранять и вспоминать эту информацию. Оба эти процесса являются центральными для высшей нервной деятельности и связаны с синаптической пластичностью – способностью мозга усиливать или ослаблять связи между нейронами в зависимости от их активности. Долгосрочное потенцирование (LTP) и долгосрочная депрессия (LTD) – две формы синаптической пластичности, связанные с обучением и памятью, особенно в таких областях, как гиппокамп.
Эмоции и мотивация: Лимбическая система, включая такие структуры, как миндалина и гипоталамус, участвует в обработке эмоций и мотивации. Эмоции и мотивация существенно влияют на наше поведение и процессы принятия решений, способствуя усложнению высшей нервной деятельности.
Нейропластичность: Способность мозга реорганизовывать свою структуру и функции в ответ на изменения в окружающей среде, поведении или травмы называется нейропластичностью. Эта гибкость необходима для обучения, памяти, восстановления после повреждения мозга и адаптации к новым ситуациям.
Интеграция информации: Высшая нервная деятельность включает в себя интеграцию сенсорной и моторной информации, что позволяет координировать и адаптировать реакции на стимулы окружающей среды.